Дополнительная программа повышения квалификации «Профилактика экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях»
Вид программы
Цель программы заключается в формировании у слушателей профессиональной компетенции по выявлению признаков экстремистских проявлений среди учащихся системы общего образования и реализации мер по профилактике экстремизма и терроризма в образовательной организации.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
- изучить общенаучную, социальную, социально-психологическую терминологию по терроризму и экстремизму;
- раскрыть организационные основы противодействия экстремистской деятельности и терроризму;
- изучить основные направления профилактики экстремизма и терроризма в образовательных организациях;
- раскрыть прикладной аспект социальных основ профилактики экстремизма и терроризма;
- изучить формы и методы работы по профилактике радикализма и формированию гражданской идентичности средствами психологических служб.
Профилактика экстремизма и терроризма среди детей и подростков это одна из задач, которая сейчас достаточно остро стоит перед всем образовательным сообществом и обществом в целом. Это достаточно сложная социально-психологическая проблема, которая в современных реалиях стала актуальной для всех государств.
Борьба с экстремизмом и терроризмом подразумевает в первую очередь работу с наиболее уязвимой категорией граждан – подрастающим поколением.
В настоящее время среди молодежи, причем самых разных возрастных групп, появляются экстремистские воззрения и ксенофобские лозунги и идеи. Необходимо понимать, откуда у молодых людей берутся подобные идеи. Имеется ли влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями; или влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов; влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.); стресс, повлекший за собой уход в иную социальную реальность; собственные представления и моральные установки; личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость); психическое напряжение.
Для того чтобы деятельность была эффективной, педагогические работники системы образования должны хорошо разбираться во многих вопросах, владеть навыками, которые позволят сформировать у учащихся стойкое негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности и даст возможность предотвратить вовлечение молодежи в организации экстремистской и террористической направленности.