Проблематику изучения деструктивных и конструктивных тенденций современного язычества обсудили в РГПУ им. А.И. Герцена

2 декабря 2021 года в РГПУ им. А.И. Герцена состоялся второй международный экспертно-аналитический круглый стол, посвященный изучению проблематики современного язычества: «Актуальные проблемы изучения нового язычества: деструктивные и конструктивные тенденции реконструкции народной традиции», собравший исследователей из Санкт-Петербурга, Калининграда, Великого Новгорода и Минска.

 

Круглый стол был посвящен продолжению обсуждения проблем развития современного язычества, формирования неоязыческих вероучения и обрядности, адекватного восприятия истории и исторических источников с целью профилактики экстремистских проявлений неоязычества среди молодежи России и Беларуси.

 

С приветственными словами к участникам экспертно-аналитического круглого стола выступили: Алексей Гайдуков, кандидат философских наук, доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена, и директор гуманитарного института, Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, кандидат исторических наук, доцент Даниил Крапчунов, который также активно принял участие в дискуссии.

 

Алексей Гайдуков, в своем докладе «Старое и новое в новом язычестве: проблема реконструкции и традиции» обозначил основные термины, определив отличие «нового язычества» от «современного язычества» прерванностью передачи традиции, компенсируемой конструированием новой парадигмы, выдаваемой за «исконную традицию». Современное язычество народов Севера, Поволжья, Тывы, несмотря на урбанистическое и цифровое вмешательство в традиционный уклад и менталитет, всё же сохранило преемственность, в то время как новое язычество опирается на современную культуру и её интерпретации культуры древней, а неоязычество – всегда оглядывается на христианство в своих мифоритуальных построениях.

 

В докладе ««Подмена традиционного народной праздничной обрядности в новом язычестве» Даниил Капчунов рассказал о подмене традиционной народной праздничной обрядности в новом язычестве. С использованием ярких иллюстраций в ёмкой презентации он задался вопросом, что собой представляет неоязычество. Воспроизведение или проживание народной культуры? Анализируя календарные праздники, докладчик отметил их несовпадение с астрономическими датами, путаницу в датах старого и нового стиля, а в их проведении – наличие воспроизведения советских стереотипов и штампов XIX в. и несовпадение с этнографической практикой.

 

Также в состоявшемся круглом столе принял участие сотрудник центра «Ставрос», аспирант кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена Федор Бабенко с докладом, посвящённым наследию советского обрядотворчества в ритуальной жизни русских неоязычников, поделившись данными проведенного социологического исследования.

 

Роман Шиженский, кандидат исторических наук, доцент, заведующий лабораторией религиоведческих исследований «Северо-Запад» Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени И. Канта рассказал о наличии своеобразной «пролификации» в современном язычестве, предполагающей появление новых языческих идей, основанных на ранее разработанных десятилетия назад. В таком развитии докладчик отметил наличие в некоторых неоязыческих объединениях специфических представлений о жизни и смерти, сильно различающихся с традиционным мировоззрением. Развитие языческих взглядов он продемонстрировал на примерах интервью, собранных группой исследователей за два десятилетия и опубликованных в только что изданном сборнике, вышедшем под его редакцией «Российское язычество XXI века: интервью без масок» (Калининград, БФУ, 2021).

 

Доктор теологии, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой апологетики Минской духовной академии имени святителя Кирилла Туровского (г. Минск, Беларусь) Владимир Мартинович в докладе «Неоязычество в диахронической перспективе» предложил неординарный взгляд на обсуждаемый феномен. По его мнению, неоязычество не является лишь продуктом современности, ибо его следы можно обнаружить и в древних языческих системах как пример естественного появления новых языческих сект и идей.

 

В докладе «Инфернальная образность в публичном пространстве: опасность или страхи?» Светлана Карасёва, кандидат философских наук, доцент кафедры философии культуры БГУ (г. Минск, Беларусь) рассказала об экспертизе на наличие нарушения законодательства в экстерьере знаменитого «Дома с чертями» в белорусской деревне Ратомка. «Готический» стиль дома, обилие черепов и скульптур демонических существ, по мнению соседей, свидетельствовали о сатанизме или неоязычестве владельца. Однако религиоведческая экспертиза таковых не обнаружила.

 

В состоявшемся затем обсуждении приняли участие ряд ученых, преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов вузов, представителей федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

 

В завершении работы круглого стола были сформулированы следующие выводы и рекомендации:

— неоязычество, как разноплановое явление, не может быть охарактеризовано единым феноменом, возникающие в его среде радикальные проявления нельзя соотносить со всеми язычниками;

— терминологически удобно разделять современное язычество, транслирующее традиционные этнокультурные нормы и мировоззрение, от нового язычества, конструирующие таковые на основе современной культуры, а также негативное понятие «неоязычество», выступающее антагонистом христианства;

— очередные новые идеи, прорастающие в уже сложившемся за четверть века новом язычестве, могут нести радикальный характер и требуют более внимательного изучения;

— незнание многими неоязычниками истории и этнографии, культуры своего народа приводит к маргинальной подмене культурного кода, системы ценностей и понятий;

— прерванность «языческой» традиции православным и советским периодом привела к конструированию неоязыческой обрядности на основе советских культмассовых разработок;

— для преодоления такой ситуации требуется издание исторических источников, материалов по истории народной культуры и этнографии, в доступной форме раскрывающих традиционные ценности народов России и Беларуси.